Анна Ахматова в Антологии русской поэзии
Стихи Ахматовой опубликованы по изданиям:
- Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
Москва, "Цитадель", 1996.
- Анна Ахматова. Бег времени. Стихотворения.
Минск, "Мастацкая Лiтаратура", 1983.
- Серебряный век. Петербургская поэзия
конца XIX-начала XX в.
Ленинград: Лениздат, 1991.
Биография Анны Ахматовой
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889.
Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому
хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически
занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село,
где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания - царскосельские: "
Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где
скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал". Каждое лето проводила под
Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва
Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она
тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала,
когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии,
сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В Царском Селе в 1903
году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его
стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию.
Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила
в 1907 году. В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших
женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в
Петербурге (начало 1910-х гг.).
Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой
Николая Гумилева. В 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в
имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. В медовый месяц совершила первое
путешествие за границу, в Париж. Вторично побывала там весной 1911. Весной 1912
Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н.
Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914),
Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Первые публикации. Первые сборники. Успех.
Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая публикация в издававшемся
Гумилевым в Париже журнале "Сириус", 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты
перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с
самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку
напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 посылает стихи в "Русскую мысль"
В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в
журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые, в отличие от
Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март
1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное
одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится
профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник "Вечер" обрел
весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного "Цеха
поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении
поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь
Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших
женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают
стихотворные послания поэты (в том числе Александр Блок, что породило легенду об их
тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные
привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С.
Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник "Четки" (переиздавался около 10 раз),
принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания,
утвердивший в литературном сознании понятие "ахматовской строки". Летом 1914
Ахматова пишет поэму "У самого моря", восходящую к детским переживаниям во время
летних выездов в Херсонес под Севастополем.
"Белая стая"
С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь.
В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее.
Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.)
сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых
психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным
интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике "Белая стая" (1917)
нарастающее "ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической" (Б. М.
Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу "загадки", ауру
автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное
"самовыражение" как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость,
спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному
интегрирующему началу, что дало повод Владимиру Маяковскому заметить: "Стихи
Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины".
Послереволюционные годы
Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным
отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела
Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности,
участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется
в периодике. В том же году выходят два ее сборника "Подорожник" и "Anno Domini.
MCMXXI". В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с
искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Годы молчания. "Реквием"
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним
перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются
только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о "Сказке о
золотом петушке" Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после
письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит
материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова
арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет
составили цикл "Реквием", который она два десятилетия не решалась зафиксировать
на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские
инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник "Из шести
книг" (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми
стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако,
сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.
Война. Эвакуация
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные
стихотворения (впоследствии "Клятва", 1941, и "Мужество", 1942 стали всенародно
известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой
блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много
стихов, работает над "Поэмой без героя" (1940-65) барочно-усложненным эпосом о
петербургских 1910-х гг.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года
В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней
английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М.
М. Зощенко главным объектом партийной критики. Направленное против них
постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) ужесточало
идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в
заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова
возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова
сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею
Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося
заключению.
Последние годы. "Бег времени"
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая
сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому
поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней
Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина
(1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966
года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт
существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей,
а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.
Лелевич Г., Анна Ахматова, «На посту», № 2–3, 1923;
Эйхенбаум, Анна Ахматова, П., 1923;
Виноградов В., Поэзия Анны Ахматовой, Л., 1925.
стихи Ахматовой.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв