Юному поэту Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту» Пример сочинения. Первый прими: не живи настоящим, Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств,
творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность
поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои
ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир
художника, его индивидуальность. Молча паду я бойцом побежденным, Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит
назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд
его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы.
Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более
талантливым, более «дееспособным».
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже
название произведения указывает на его форму – посвящения.
Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы
такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К
другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова.
В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.
Композиционно - сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные
лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы
переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби,
поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает.
Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое
дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.
Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов,
символистского искусства:
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных
интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и
мыслить.
Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности.
Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической
программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному
поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.
В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего,
лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой
«проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту».
Знаменательно также последние две строки стихотворения:
Зная, что в мире оставлю поэта.
Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический
портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения,
после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется - взор его
смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический
герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается
в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить
великое, создать гениальное.
Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов,
отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И
синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту
особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе
имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению
логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в
финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были
услышаны и усвоены.
Валерий Брюсов: юному поэту.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв