Федор Тютчев Федор Тютчев - стихи

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."


О стихотворении Тютчева: весенние воды.

Природа — это основная стихия творчества Ф. И, Тютчева. В понимании и изображении природы проявлялся романтизм Тютчева. Тютчев был убежден в идее общей одушевленности природы, он верил в её таинственную жизнь. Поэтому Тютчев изображает природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в круговороте времен года, в беспрерывной смене дня и ночи, в многообразии звуков, красок, запахов. Тютчевская природа — это не столько пейзаж, в котором действуют конкретные лица, а космос, где выступают самостоятельные силы мироздания. Ещё Н. А. Некрасов видел главное достоинство стихотворений Тютчева в "живом, грациозном, пластически верном изображении природы". Он же отмечал умение поэта "уловить именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дориейваться сама собою данная картина".
Тютчевское изображение утра Не похоже на картину полдня, а полдень не будет похож на вечер. В стихотворении "Полдень" поражает прежде всего меткость, полновесность. умение выразить оттенки в изображении полдня. Тютчев дает необычайно точные и меткие эпитеты, улавливает
103
самую существенную черту явления ("лениводышит полдень мглистый", "лениво тают облака"). Само сочетание "лениво тают" способно заменить длинное подробное-описание.
В тютчевской лирике главным становится прием оду­шевления природы — олицетворение. Но это не просто частный прием, свойственный вообще поэзии. Это было связано с представлениями Тютчева об одухотворенности, одушевленности природы. Поэтому в стихотворении "пол­день дышит", река "лениво-катится". Тютчев пользуется и готовыми мифологическими образами (Пан — в греческой мифологии божество стад, лесов и полей; нимфы божества природы, живительных, плодоносных сил):
И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.
Иногда Тютчев прибегает к олицетворениям, переходящим в своего рода мифологизацию образов и явлений природы. Так построено стихотворение "Весенние воды" — поэтическое описание пробуждения природы. Тютчев дает не просто весенний пейзаж, а представляет некую живую сценку: явление природы (весенние воды) все более одушевляется, обретая голос: Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет! . Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед! "
Тютчев в этих строках вместе с тем сумел передать чувство весны, молодое, веселое; "Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч, — когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распускающимся деревом, и бежишь, бежишь, как ребенок, полной грудью впивая живительный воздух и забывая, что бежать совсем неприлично, не по летам" (Некрасов) .
Тютчева особенно привлекали переходные, промежу­точные моменты жизни природы. Так, он интересовался круговоротом времени в сутках, тонкими смещениями и переходами от дня к ночи.

Стихи о любви и про любовь

 

 

Федор Тютчев: весенние воды (весна идет, весна идет).
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв