Федор Тютчев Федор Тютчев - стихи

Антология русской поэзии

Последний катаклизм

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!




Анализ стихотворения Федора Тютчева "Последний катаклизм".

Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная
для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.
Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.

Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу) подчеркивает философский
смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из
Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный поэт-философ. Для него
последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) - катрена (четверостишия). Однако композиционно эта
строфа делится на две части - первые два стиха (стихотворные строки) и последние два.

Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и созидания),
которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и "изобразится".

В стихотворении присутствуют две стихии - земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев
обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды"). В самом этом
обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.

Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением - отсутствием местоимений "я",
"ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское
обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики - не эмпирической, а предельно отвлеченной
("последний час природы", "все зримое", "божий лик").

Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк характерна глубокая инверсия
(неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера обратный порядок слов
(предложение с инверсией) и прямой:

"Когда пробьет последний час природы...";
"Когда последний час природы пробьет ..."

В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во втором -
оно логическое.

Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя строка стиха
выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не только
восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и фонетически звук "и",
многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик изобразится в них!"

Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными - "земных", "них")
и женскими (безударными - "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как грамматические (природы -
воды), так и неграмматические (земных - них). Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и
закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе
двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни одного метрического сбоя,
представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость наступления "последнего часа",
все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы
"разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий. Представим вторую строку стиха
"Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и безударных слогов,
обозначив U - безударный, I - ударный):

UI/UI/UI/UU/UI.

Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной", пиррихиической.

Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют воды"):

II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II - два слога
ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней скрыто
обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав земных частей", но и
обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы
отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение "все
зримое" (от старославянского слова "зрак" - "глаз") включает в себя и человеческий план, поэтому
строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

Стихи о любви и про любовь

 

 

Федор Тютчев - ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ Когда пробьет последний час природы
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв