Анна Ахматова - стихи
Родная земля
И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще
нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.
О стихотворении Ахматовой "Родная земля"
Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника», жанра, в
котором она не знала соперников и который она оставила, может
быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и
судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение
истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а идёт к
миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним.
Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.
В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены две
финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в
послереволюционные годы. А начинается оно так:
«Не с теми я, кто бросил землю
На растерзания врагам».
А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие из
ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не
было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею курсом.
Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с
собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это
предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее
поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль
своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением
общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит своеобразный
итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет
двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей
историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает
значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение
замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие
метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни грани
сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех
действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма:
«В заветных ладанах не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем …».
Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного
взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как
«обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории свидетельствует о
трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия,
которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той доле,
которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого
вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость
патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом
пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь дана
ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком
и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам.
Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом
уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому что
всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти:
«Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею».
В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически. Первые
восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных
конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную
«настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба.
После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена
размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в
поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для противопоставления
потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки
воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это носит
достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим повтором:
«Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах …».
И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой
перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания,
которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла. Поэзия
Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах –
чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче … О
чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась
упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями
своего существа». (К. Чуковский)
Анна Ахматова: родная земля.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв