О стихотворении Анны Ахматовой "Он любил три вещи на свете"
Итак, что же любил герой? Церковное пение, белых павлинов и старинные («стертые»
) карты Америки. На первый взгляд, казалось бы, ничего не объединяет эти
«предметы любви» . И все же, если присмотреться внимательнее, мы увидим в них
некоторую общность. Эта общность – необычность, оторванность от обыденности,
экзотика. Церковное пение уносит человеческую душу в горние выси, к Богу, а
«стертые карты Америки» напоминают о других маршрутах – маршрутах
первооткрывателей, победителей, готовых рисковать и сражаться. Белые павлины
несут в себе ноту царственной экзотики: не просто необыкновенная для европейцев
«царь-птица» , но еще и белого цвета (вспомним по ассоциациям о «белой вороне»)
.
А что же являют собой объекты его «нелюбви» ? Это детский плач, чай с малиной и
«женская истерика» . Попробуем связать между собой эти детали. Вероятно, легче
всего они объединяются в категории «семья» , «дом» , но не в высоком,
одухотворенном смысле, а в смысле рутинном, обыденном. Детские болезни,
неизбежный чай с малиной, женские переживания, слезы, упреки в черствости и
равнодушии, которые тот, к кому они обращены, холодно и презрительно именует
«истерикой» .
Итак, психологический портрет героя готов. И выстроен он всего лишь в шести
стихотворных строчках при помощи антитезы « любил – не любил », включающей по
три выразительных и психологически значимых детали. Это человек, душа которого
стремится ко всему необыкновенному и прекрасному, ищет высший смысл, испытывает
потребность в риске и приключениях. Это человек, умеющий быть жестким и
холодным, презирающий обыденность, не выносящий ее плена.
Но созданием психологического портрета необыкновенного человека стихотворение не
исчерпывается. В нем есть последняя, седьмая строчка, которая в значительной
мере и делает его своеобразной лирической новеллой, образуя собственно конфликт.
Предшествующие ей шесть строчек объединены между собой. Объединены в смысловом
плане, поскольку изображают « его ». Объединены композиционно (антитеза « любил
– не любил », по три детали, формирующих каждый из членов этой антитезы) .
Объединены рифмой, пусть нежестко, поскольку сами рифмы «мягкие» – две женских и
одна дактилическая, две точных и одна построена на созвучии («павлинов» –
«малиной») . Ритмический рисунок этих шести строк свободный, количество слогов в
стихе чередование ударных и безударных произвольно, ритм создается только
рифмой. Седьмая же строчка обособлена абсолютно. Она имеет четкий ритмический
рисунок четырехстопного ямба, не срифмована с предыдущими, но ударение в
последнем слове падает на последний слог, т. е. строка завершается жестко. И
если первая строка начинается словом « Он », а следующие за ней еще пять тоже
включены в эту орбиту – орбиту « Его », то последняя строка начинается словом
«Я» . Образуется более общее по сравнению с « любил – не любил »
противопоставление – « он – я» , в котором собственно и заложен конфликт
стихотворения, конфликт болезненный и неразрешимый. Последняя строчка звучит
просто и страшно в этой обнаженной простоте:
…А я была его женой.
Женой человека, для которого дом – тюрьма, которого влечет постоянно действующая
могучая центробежная сила его души.
Анна Ахматова: он любил три вещи на свете.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв