Валерий Брюсов - стихи
О стихотворении Брюсова «Кинжал»
Кинжал
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь
свой клинок...
М. Лермонтов
Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые.
Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.
Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми,— затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.
Примерное сочинение.
Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям
- пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение
Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.
Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского
"Кинжала": Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения
от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии, как в
стихотворении Брюсова. Однако поэтическая традиция, которой принадлежит "Кинжал"
Брюсова, начата именно стихотворением Пушкина. Об этом свидетельствует и метрика
стихотворения: как и пушкинское, стихотворение Брюсова написано разностопным
ямбом. Правда, у Пушкина чередование четырёх-, пяти-, шести- и семистопных строк
свободно и не повторяется в разных строфах, тогда как все строфы у Брюсова имеют
схему 6-7-6-5; но пронизанное духом свободы стихотворение Пушкина, видимо, и не
могло иметь строго порядка в чередовании разностопных строк. Брюсов же делает
акцент не на свободе, а на отточенности, безупречности своего дара - оружия.
Лермонтовский "Кинжал" гораздо активнее используется Брюсовым. Само уподобление
поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое чередование шестистопных
строк с мужскими рифмами и пятистопных - с женскими (у Брюсова также все строки
из 6 стоп нечётны и имеют мужские окончания. а строки из 5 и 7 стоп - женские) -
всё это объединяет стихи Лермонтова и Брюсова. Но на этом общем фоне особенно
отчётливо видны различия.
Лермонтов говорит о поэте, позабывшем о своём предназначении и потому подобном
разукрашенному, но бесполезному кинжалу, которым забавляется праздная толпа. У
Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока не почувствовал голоса
бури, не услышал зова истории; он верит, что его песнь созвучна грядущим
потрясениям, а потому готов снова быть "с людьми".
Вообще Брюсов скорее отталкивается от традиции, чем следует ей. Лермонтовский
"Поэт" выстроен как аллегория: картинное описание кинжала, его судьбы получает
истолкование во второй половине стихотворения. Стихотворение Брюсова начинается
даже не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о "нём" - если не читать
названия, не сразу и догадаешься, о чём идёт речь - кинжал, меч, нож? И тут же
появляется фигура поэта - причём фигура отвлечённая; лишь во второй строфе автор
говорит, что поэт - он сам (ещё одно отличие от стихотворения Лермонтова: там
автор постоянно обращается к поэту "ты", и мы можем лишь догадываться,
подразумевает ли Лермонтов самого себя).
В трёх строфах из пяти речь вообще идёт не о кинжале, а о том, как поэт
относится к окружающим; да и в обрамляющих стихотворение строфах кинжал -
вспомогательный образ. Брюсов использует хрестоматийные стихотворения, чтобы на
их фоне вывести собственный рисунок.
В то же время Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах Пушкина
и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; "осмеянный пророк" не
только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося движения.
Валерий Брюсов: кинжал.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв