о Михаиле Лермонтове Родился в Москве в семье армейского капитана
Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой
(1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы
пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против
воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке
семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама
занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Литература:
Русские писатели.1800-1917. Т. 3. М., Большая российская энциклопедия. 1992.
С.329 Библиография:
Биография Лермонтова
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел
французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды
на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов
остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа,
приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828
Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского
университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к
литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму.
Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В
1828-1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"
(опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с
обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как
страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в
гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в
подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи
экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского
университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей
приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К
Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь",
"Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя:
страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и
кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф.
Иванова.
В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся
любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения.
Возникает жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого
определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления.
Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая
лирика в прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика,
как правило, выступает у него в системе философских и психологических
размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х гг.
Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем
функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И.
Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако
он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже
принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М. Я.
Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии
стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830
года", "10 июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея
Шенье", 1830-1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так
подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова - романа
"Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина
(1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету
Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и
продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах
["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой
красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не
тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее
лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" -
"Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы:
одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности",
1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам
("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему
отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре
1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба,
дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт
школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских
поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она
оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии
Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" -
первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в
журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы
"Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман
"Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И.
И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен;
опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию,
предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над
"Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным
обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал;
драма, однако, была запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую
оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать
исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской
чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом
"Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину
Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным
он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его
стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же
по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был
арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под
арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты,
печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его
"тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву.
Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске,
Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от
Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии,
одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под
крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную
сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в
"Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и
Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому
пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в
"Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М.
Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И.
Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;
лучшие из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В
октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский
(в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в
Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.
1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский
литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А.
Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У Карамзиных
Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в Петербурге
отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники
"Стихотворения" и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30
поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество
молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако
основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским;
ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не
складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в
его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские
славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к
деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но
остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки".
Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций
лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с
сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было
светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А.
Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов.
Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты
национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся
примирением. Лермонтов тем не менее был предан военному суду; под арестом его
навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое
объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан
приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на
Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего
войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в
стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он
полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться
литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой
он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается
проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае
он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на
минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес",
"Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на
дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе
своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском
семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за
собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не
намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном
склепе в Тарханах.
I. Сочинения, 2 тт., изд. Смирдина, СПБ, 1847; Сочин., изд. Глазунова, СПБ, 1852
(изд. 2-е, 1856); Собр. сочин., Под редакцией С. С. Дудышкина (проверенное по
рукописям и восстановившее ряд цензурных пропусков), 2 тт., СПБ, 1860; Собр.
сочин., Под редакцией П. А. Висковатова, 6 тт., изд. Рихтера, М., 1889—1891;
Полное собр. сочин. Лермонтова, Под редакцией А. И. Введенского, СПБ, 1903;
Полное собр. сочин., Под редакцией Д. Абрамовича, 5 тт., изд. Акад. наук, СПБ,
1910—1913; Иллюстрированное полное собр. сочин., Под редакцией В. Каллаша, 6
тт., М., 1914—1916 (сюда вошел ряд статей критич. и мемуарного характера);
Полное собр. сочин., Под редакцией К. Халабаева и Б. Эйхенбаума, в 1 т., Гиз,
1926 (по полноте материала и тщательности выверки текста наиболее
удовлетворительное, есть повторные изд.).
II. Биографическая литература: Собр. сочин. Лермонтова, Под редакцией
Висковатова, т. VI; Собр. сочин. Лермонтова, изд. Академии наук, т. V; Щеголев
П. Е., Книга о Лермонтове, 2 тт., Л., 1922 (там же перечень биографической
литературы). Хрестоматийные сборники критической литературы: Зелинский В.,
Русская критическая литература о произведениях М. Ю. Лермонтова, 2 тт., изд.
3-е, М., 1913—1914; Покровский В., М. Ю. Лермонтов, изд. 5-е, М., 1916; «М. Ю.
Лермонтов», Библиотека писателей для школы и юношества, Под редакцией Е. Ф.
Никитиной, М., 1930. Основные критические статьи: Белинский В., Полное собрание
сочин., Под редакцией С. А. Венгерова, тт. V и VI, СПБ, 1901; Коробка Н.,
Личность в русском обществе и литературе нач. XIX в., СПБ, 1903; Чернышевский
Н., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полное собрание сочинений,
т. II, СПБ, 1905; Ключевский В. О., Грусть, в его сборн. «Очерки и речи», М.,
1913; Соловьев Влад., Собр. сочин., т. VIII, изд. 2-е, СПБ, 1913; Григорьев Ап.,
Собрание сочин., Под редакцией В. Ф. Саводника, вып. VII, М., 1915; Дурылин С.,
Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика, «Труды и дни», М., 1916, VIII;
Киселев Н. И., Метрические заметки к Лермонтову, там же; Рожков Н., Тридцатые
годы, «Современный мир», 1916, XII; Якубинский Л. П., Осуществление звукового
единообразия в творчестве Лермонтова, «Сборник по теории поэтического языка»,
вып. II, П., 1917; Плеханов Г. В., Герцен и крепостное право, Собр. сочин., т.
XXIII, М. — Л., 1926; Луначарский А., Лермонтов как революционер, «Комсомольская
правда», 1926; Фохт У., «Демон» Лермонтова как явление стиля, сборн.
«Литературоведение», Под редакцией В. Ф. Переверзева, Москва, 1928; Его же,
Лермонтов в современной беллетристике, «Печать и революция», 1929, IX.
Монографии и сборники: Овсянико-Куликовский Д., Лермонтов, Петроград, 1914;
«Венок М. Ю. Лермонтову», М., 1914 (статьи П. Сакулина, Н. Бродского, В. Фишера
и др.); Котляревский Н., Лермонтов, издание 5-е, П., 1915; Эйхенбаум Б.,
Лермонтов, Гиз, Л., 1924; Шувалов С., М. Ю. Лермонтов, Гиз, М. — Л., 1927.
Характеристики в общих курсах истории литературы: Соловьев Е. (Андреевич),
Очерки по истории русской литературы XIX века, издание 4-е, М., 1923;
Войтоловский Л., История русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, изд. 3-е, Гиз,
М., 1928; Горбачев Г., Капитализм и русская литература, изд. 3-е, Гиз, Л., 1930.
3. Собр. сочин. Лермонтова, Под редакцией Висковатова, т. III. Библиографический
указатель, сост. Н. Н. Буковским; Полное собр. сочин. Лермонтова, изд. Академии
наук, т. V; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его
же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. — Л., 1928; Мандельштам Р.,
Художественная литература в оценке русской марксистской критики, Под редакцией
Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, Москва — Ленинград, 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической
академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М.
Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814, Москва 1841, подножие горы Машук, близ
Пятигорска; похоронен в с. Тарханы Пензенской губ.).
4. Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов.
Москва, Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия",
1967.
5. Русская Лирика XIX века.
Москва, "Художественная Литература", 1981.
Михаил Лермонтов: стихи - я не люблю тебя.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв