Ахматова (Послушница обители Любви...)
Баллада XIV (Министр, рабочий и солдат!..)
Белый (В пути поэзии,— как бог, простой...)
Беспрерывная запряжка
Бетховен
Блок (Любил Любовь и Смерть...)
Брюсов (Он — президент среди поэтов...)
Я - русский сам, и что я знаю?..
В грехе - забвенье
Вернуть любовь
Весенний день
Весенняя яблоня
Весна
В июле (В полях созрел ячмень...)
В кленах раскидистых
В лимузине
В очарованье (И вот другая ты: вся - осень...)
Врубелю
Все они говорят об одном
Все по старому - сказала нежно...
Выйди в сад
Гатчинская мельница
Гатчинский весенний день
Громокипящий кубок
Гумилев
Десять лет
Диссона
Ее питомцы
Есенин (Он в жизнь вбегал рязанским простаком...)
Запад погас...
Зарею жизни
Звёзды (Вино шипело, вино играло)...
И будет вскоре (И мы поедем домой, в Россию...)
Игорь - Северянин
И рыжик, ландыш, и слива
Из области чудесного
Интродукция (Я - соловей...)
Июльский полдень
Июневый набросок
И ты шел с женщиной
Их образ жизни
И это явь?
Капель
Качалка грезёрки
Квадрат квадратов
Кензели (Но кого же в любовники?..)
Классические розы
Кто идёт? (И любовь моя — тебе...)
К шестилетию смерти Фофанова
Маленькая элегия
Мне плакать хочется...
Моему народу
Мои похороны
Мой сад (Войди в мой сад...)
Мороженое из сирени!
Моя мечта
Моя Россия
На мотив Фофанова (Прощай, любовь!..)
На необитаемом острове (Ни в жены, ни в любовницы...)
На Островах
На пристани (Тебе, далекой, поцелуй...)
На реке форелевой
Народная (Их немудрая любовь...)
На салазках
На строчку больше, чем сонет
Насмешка короля
Не улетай! (Не улетай, прими истому...)
Нелли
Ненужное письмо
Ноктюрн (Бледнел...)
Ноктюрн (Месяц гладит камыши...)
О люди жалкие, бессильные...
Озеровая баллада
Она критикует (Изысканных людей привычки, нравы, вкус...)
Очам твоей души (Моя болезнь...)
Памяти Н. А. Некрасова
Пастернак
Пляска мая (Любовь - земля услада!..)
Почему бы не встречаться...
Поэза VILLA MON REPOS (Мясо ласкало мясо...)
Поэза алых туфель
Поэза белой сирени (А любовь растет....)
Поэза бывшему льстецу (...я — гений!)
Поэза о незабудках (Поёт Июнь...)
Поэза о старых размерах
Поэза последней надежды
Поэза правительству (Правительство, лишившее субсидий...)
Поэза северного озера (Медведи, змеи и клещи!..)
Поэза странностей жизни
Поэза упадка (Повальное пьянство. Лень. Ссора...)
Поэза южику (Люблю тебя!..)
Поэту (Лишь гении доступны для толпы!..)
Прелюдия
ПРОЛОГ (Для нас Державиным стал Пушкин...)
Промельк (И правоту поет мой стих...)
Разбор собратьев (За высмеянные стихи...)
Родник (...ты - символ России...)
Романс (В твоей любви...)
Россини
Русская
Серенада (Хоровод рифм...)
Солнце и море (Море любит солнце...)
Сонет (Пейзаж ее лица...)
Сонет (Я коронуюсь утром мая...)
Сонет (Я полюбил ее зимою...)
Сонмы весенние
Спустя пять лет (Прости, Евгения!..)
Стансы (Счастье жизни...)
Тишь двоякая (Высокие стоят морозы...)
Томление бури (Ты одинока. Я одинок...)
Триолет о клене
Ты ко мне не вернёшься (Я умру одиноким, понимаешь ли ты?!..)
Ты не шла (Целый день хохотала сирень...)
У бездны (Любил, изменял, горевал...)
У К. M. Фофанова (Один из вечеров у поэта)/a>
Увертюра (Ананасы в шампанском!..)
Увертюра (Колье принцессы...)
Хабанера II
Цветаева
Цветы и ядоцветы
Что видели птицы...
Что нужно знать (Ты потерял свою Россию...)
Что шепчет парк
Шутка
Элегия
Элементарная соната
Эпилог (Я, гений Игорь Северянин...)
Это было у моря (И, внимая Шопену, полюбил ее паж...)
Это страшно
Я - композитор
Nocturne
Стихи Игоря Северянина можно сравнить с изданиями:
Игорь Северянин. Стихотворения.
Библиотека поэта. Малая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1975.
С. Бавин, И.Семибратова. Судьбы поэтов серебряного века.
Русская государственная библиотека.
Москва: Книжная палата 1993.
Строфы века. Антология русской поэзии.
Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.
Русская поэзия серебряного века.
1890-1917. Антология.
Ред. М. Гаспаров, И.Корецкая и др.
Москва: Наука, 1993.
Игорь Северянин. Сочинения в 5-ти т.
Санкт-Петербург: LOGOS, 1995.
Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов.
Москва: Художественная литература, 1988.
Биография Игоря Северянина.
20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым
(1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.
В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа
и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры — "Хабанера II", начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость
пробки, — И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его
сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы
стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, —
участие", — вспоминал позднее поэт.
Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру
"Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого
сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет,
начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в
Кутаиси.
Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев
входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров,
1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894—1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с
кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии
Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и
опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В.
Каменский.
Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин
оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь
выступать в Таллине и других местах.
И.Северянин и Ф.Круут в 1931 г.
В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой
Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой
в 1935 году трагической ошибкой.
В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет
памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно
переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год -
Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах:
"Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.
Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С
1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.
Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось
несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за
свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:
Стала жизнь совсем на смерть похожа:
Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...
"В туманный день"
А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на
них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Игорь Северянин: стихи. Моя Россия. Это было у моря.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв
У бездны (Любил, изменял, горевал...)