Анализ стихотворения Федора Тютчева "Последний катаклизм".
Основные подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся
показать на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм" (1830).
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
Анализ начинаем с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная
для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское понимание текста.
Прилагательное "последний" обозначает события, происходящие на грани, у последней черты.
Само слово "катаклизм" (не "превращение" или "изменение", близкие по смыслу)
подчеркивает философский
смысл стихотворения. Судя по названию, можно предположить, что в тексте будет
развернута картина из
Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев -- оригинальный
поэт-философ. Для него
последний день окажется первым днем нового творения.
Стихотворение состоит из одной строфы (монострофы) - катрена (четверостишия).
Однако композиционно эта
строфа делится на две части - первые два стиха (стихотворные строки) и последние
два.
Это деление содержательно, оно отражает два основных мировых процесса
(разрушения и созидания),
которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах "разрушится" и
"изобразится".
В стихотворении присутствуют две стихии - земли и воды. Рисуя гибель земли под
водой, Тютчев
обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе ("Все зримое опять покроют воды").
В самом этом
обращении есть одновременное указание на гибель и спасение.
Философский характер стиха подчеркивается внесубъектным построением -
отсутствием местоимений "я",
"ты", "мы" и т д., которые воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет
в себе философское
обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики - не эмпирической, а
предельно отвлеченной
("последний час природы", "все зримое", "божий лик").
Процесс разрушения "закреплен" в синтаксисе стиха: для первых двух строк
характерна глубокая инверсия
(неправильный, обратный порядок слов в предложении). Сравните для примера
обратный порядок слов
(предложение с инверсией) и прямой:
"Когда пробьет последний час природы...";
"Когда последний час природы пробьет ..."
В первом случае ударение, падающее на конец, определяется законами стихового
построения, во втором -
оно логическое.
Инверсия исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания.
Последняя строка стиха
выделяется не только отсутствием инверсии ("И божий лик изобразится в них!"), не
только
восклицательной интонацией, отражающей особую патетичность фразы, но и
фонетически звук "и",
многократно повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха "И божий лик
изобразится в них!"
Стихотворение "Последний катаклизм" написано пятистопным ямбом с мужскими
(ударными - "земных", "них")
и женскими (безударными - "природы", "воды") окончаниями. Рифмы в стихе как
грамматические (природы -
воды), так и неграмматические (земных - них). Перекрестные, открытые
(оканчивающиеся на гласный) и
закрытые (оканчивающиеся на согласный звук). Все это построение стиха основано
на законе
двойственности, "бинарности", что отражается прежде всего на содержательном
уровне.
Наряду с первой строкой ("Когда пробьет последний час природы"), где нет ни
одного метрического сбоя,
представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и неотвратимость
наступления "последнего часа",
все остальные строки содержат отступления (они приходятся на основные в
смысловом отношении глаголы
"разрушится", "изобразится"). Отсутствие ударения называется пиррихий.
Представим вторую строку стиха
"Состав частей разрушится земных" как метрическую схему (сочетание ударных и
безударных слогов,
обозначив U - безударный, I - ударный):
UI/UI/UI/UU/UI.
Четвертая стопа, приходящаяся на глагол "разрушится", окажется "облегченной",
пиррихиической.
Особенно много отступлений возникает в третьей строке ("Все зримое опять покроют
воды"):
II/UU/UI/UI/UI/U.
В первой стопе появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении
спондеем (II - два слога
ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.
В целом большое количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд,
тем, что в ней скрыто
обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только "состав
земных частей", но и
обернется человеческой трагедией. На первый взгляд, в стихотворении нет места
человеческому. Как мы
отметили вначале, стихотворение является громадным философским обобщением.
Однако выражение "все
зримое" (от старославянского слова "зрак" - "глаз") включает в себя и
человеческий план, поэтому
строка как бы окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.
Федор Тютчев - ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ Когда пробьет последний час природы
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв