Крылов Иван Андреевич (1769-1842 гг.)
Русский писатель, баснописец. Родился в семье отставного армейского офицера.
Служил мелким чиновником в казенной палате. Самостоятельно изучил французский и
итальянский языки. С 1789 г., выйдя в отставку, Крылов печатает в купленной им
типографии сатирический журнал «Зритель», вступив в полемику с «Московским
журналом» Карамзина.
Служил домашним учителем в семье князя Голицына и был его секретарем. В 1805
г. Крылов перевел две басни Лафонтена, и с этого началась его деятельность
баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех
в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»)
В1812—1841 гг. Крылов служил помощником библиотекаря императорской Публичной
библиотеки.
В годы войны с Наполеоном Крылов выступил как патриот, а после войны отстаивал
интересы простого человека, высмеивая пороки светского общества; предметом
осмеяния были многочисленные людские недостатки, особенно эгоизм и глупость,
чванливость и тщеславие.
Татьяна КАЛГАНОВА
Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе
Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го
класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и,
избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные
понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения
учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова,
например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».
Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником —
баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный
характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа,
древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и
басню Крылова «Стрекоза и Муравей».
Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них
общего, чем они отличаются.
Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень,
чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему
приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные
отдыхают от тягот и предаются праздности.
Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался
жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.
Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не
пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.
Эзоп (VI в. до н.э)
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” —
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” — “Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)
Объясним учащимся значение слова “мурава” — трава, отсюда муравей;
травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.
Примерные вопросы для анализа
— Почему эти басни можно сравнивать?
— Какая басня написана стихами, какая — прозой?
— Кто герои басен?
— Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена
собственные?
— Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании
которых можно сказать, что эта басня русская.
— Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?
— В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?
Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении
героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении
к жизни, поэтому их можно сравнивать.
Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо
ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только
к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову
легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность,
верхоглядство, ветреность.
У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться
летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре
веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано
преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.
В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У
Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные
для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле.
Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую,
народную басню.
Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают
отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков.
Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях,
которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в
последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего
суждения.
Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть
и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и
Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).
В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под
ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы
наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами
и мыслями.
— Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов,
явлений природы качествами и свойствами человека?
(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)
— Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто
поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)
Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных
приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.
Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах
животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка,
коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные
понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных
образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией
(иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией
надежды человека — якорь и др. Существует ещё одно название аллегории
(иносказания) — эзопов язык.
Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц,
хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские
люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается
новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и
устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.
Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского
языка.
— Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?
Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но
и люди.
Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух.
(Можно организовать чтение по ролям.)
Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и
современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем
басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.
Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на
Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон,
потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался
в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца,
что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных
сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.
— Сравните внешний вид волка и его речи.
— Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?
— Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в
басне.
— Какими чертами обладает Ловчий?
Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего
вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой
показной доброжелательностью).
Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и
вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность
наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.
Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым
жизненным опытом:
Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю...
Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие
отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль
басен? Какие слова стали афоризмами?
Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы
учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в
виде письменной работы).
— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное
зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.
Петух и алмаз
Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал:
ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень
пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до
н. э.))
Петух и Жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.................................................
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)
Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда
(малообразованный, малосведущий человек).
Басни Крылова
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология
русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв