Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской
литературы и культуры. По словам Белинского, "писать о Пушкине - значит писать о
целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина,
так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей". Непреходящее значение
пушкинского творчества в том, что "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может
быть, единственное явление русского духа... В нем русская природа, русская душа,
русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной
красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла"
(Гоголь).
Лирика. Лирика Пушкина - его поэтическая автобиография и одновременно
художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание
декабристов, крепостное право и мечты о "вольности святой", возлюбленные, друзья
и враги, "чудные мгновенья" жизни и "печаль минувших дней" - все это нашло
отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах... Но это
многообразие - проявление того внутреннего единства, пафос которого точно
определен известным высказыванием Белинского: "Общий колорит поэзии Пушкина, и в
особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу
гуманность". В этом определении весь Пушкин.
Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой
ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла.
Многие стихотворения этого цикла трагичны ("Бесы", "Не дай мне бег сойти с
ума"), жизнь представляется поэту как "дар напрасный, дар случайный". И все »е
"самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и
прозрачна" (Белинский). Это ощущение возникает потому, что чувство уныния,
одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях
Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной
мудростью ("Вакхическая песня", 1825), молодости над смертью("Брожу ли я вдоль
улиц шумных..., 1829). Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны
на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и
оптимизма. Так, в стихотворении "Элегия" (" Безумных лет угасшее веселье,1830)
трагическая тональность первой части ("Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе
грядущего волнуемое море") сменяется мощным мажорным аккордом:
Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно - отражение того, что
есть в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, "закат
печальный", но все же главным становится то, что составляет высший смысл
существования: чувство прекрасного ("порой опять гармонией упьюсь"), радость
творчества ("над вымыслом слезами обольюсь"), способность "мыслить и страдать",
вера в чудное мгновенье любви.
По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения "Вновь я
посетил..." (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и
пространство. Все, что открывается взору поэта, - панорама, которую можно
увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее:
"опальный домик" -"холм лесистый" - озеро - деревни на берегах - дальше за ними
"скривилась мельница"... Все это существует для поэта в настоящем так же, как
существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но
эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени,
ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;
Уж десять лет ушло с тех пор - и много Переменилось в жизни для меня, И сам,
покорный общему закону, Переменился я...
Но суть стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является
"младая роща", разросшаяся около "устарелых корней". Соседство понятий "старое -
молодое" придает стихотворению динамизм: молодые сосны - "зеленая семья", "кусты
теснятся", как дети, жизнь кипит •гам. "где некогда эссе было пусто, голо".
Природа не знает смерти, бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и
внуках. Чувство поэта возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает
себя и свою жизнь частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением
гармонии мироздания, и неслучайно стихотворение заканчивается приветственным
обращением к племени "младому, незнакомому".
Несмотря на трагические ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х
годов, лирика Пушкина (да и все его творчество) "умиряет муки души и целит раны"
(Белинский), она провозглашает торжество истины над превратностями бытия,
бессмертие того, что оставляет человек людям.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит
("Памятник")
Философский оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом
чудного мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с
романтизмом, прежде всего с Жуковским. Но если у Жуковского чудное мгновенье -
отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно - явление самой жизни. "В поэзии
Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля" (Белинский). "Чудное
мгновенье"-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос
творчества поэта.
"Чудное мгновенье" разными гранями представлено в лирике Пушкина.
Например, в пейзажной лирике- это острое восприятие поэтичности окружающего
человека мира. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка,
будьто описание Михайловского в стихотворениях "Деревня" или "Вновь я
посетил...", осени {"19 октября 1825 года", "Осень") или зимнего утра ("Зимнее
утро"). Достаточно вспомнить знакомые каждому строчки: "Роняет лес багряный свой
убор...", "знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал", "великолепными
коврами, блестя на солнце, снег лежит " Все эти детали важны нс только скоси
живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее "вечной красоты",
соприкосновение с которой Пробуждает чувство радости бытия ("Зимнее утро", 1829)
и творческого вдохновения, когда "легко и радостно играет в сердце кровь", "душа
стесняется лирическим волненьем" ("Осень". 1833).
"Чудным мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей
поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду ("Ты и вы"), страсть и отчаяние
("Признание"), богомольное благоговение "перед святыней красоты" ("Красавица") и
женственности ("Мадонна"), светлую печаль воспоминания о любимой женщине ("На
холмах Грузии"). Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким
и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье ("Я помню чудное
мгновенье", 1825) - и всегда признательность и благодарность той, чувство к
которой заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда -
высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике
Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении "Я
Вас любил..." (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может
сказать или написать каждый. И в то же время это образец абсолютного
поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом
признании - "я вас любил". Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом
контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и
драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради
счастья любимой женщины:
Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
С "чудным мгновеньем" связана и тема "дружества", проходящая через всю лирику
Пушкина. Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне
человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихотворений, посвященных лицею
и лицейскому братству, который начинается "Воспоминанием в Царском Селе" (1814)
и завершается перекликающимся с ним стихотворением "Была пора, наш праздник
молодой..." (1836); и многочисленные послания к друзьям, и органичность темы не
только для лирики, но и для всего творчества Пушкина.; Понятие "дружество" имеет
более широкий смысл, чем "дружба", и используется Пушкиным в нескольких
значениях. Это "верный круг" лицейских друзей, прекрасный союз, который, "как
душа, неразделим и вечен" ("19 октября 1825 года"), и Пушкин свято хранил память
о друзьях своей юности, "лучом лицейских ясных дней" ("И.И. Пущину") была
озарена его жизнь. "Дружество" - это и союз единомышленников ("К Чаадаеву"), и
поэтическое братство: поэты - "жрецы единых муз, единый пламень их волнует" ("К
Языкову"). Для него Дельвиг - "парнасский брат" ("Дельвигу"), "мой брат по
крови, по душе" ("К Языкову"). КюхельбсКер - "мой брат родной по музе. по
судьбам" ("19 октября 1825 года"). И, наконец, "дружество" - это та сила,
которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных испытаниях, не
случайно со словами "любви и дружества" он обращается к друзьям- декабристам
("Во глубине сибирских руд", 1627), к своему первому бесценному другу Пущину
("И.И. Пущину").
"Чудное мгновенье" становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей
духовности и той "внутренней красоты человека", о которой писал Белинский^
Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления
современной ему жизни. Например, "Деревня" (1819) -протест против "барства
дикого" и "рабства тощего", но в основе этого протеста - просветительская
гуманная идея о том, что источник социального зла - нарушение. естественного
равенства людей, когда один человек присваивает себе "и труд, и собственность, и
время" другого; в стихотворении "Анчар" (1828) смысловым центром является
строчка "Но человека человек послал к анчару властным взглядом", и ужо на этой
основе возникает противопоставление "раб - владыка") переходящее в
отождествление. власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В
стихотворении "К Чаадаеву" (1819) гражданский пафос- призыв отчизны
освятить"души прекрасные порывы" тоже приобретает характер глубокого
человеческого переживания, так как ожидание "минуты вольности святой"
сравнивается с тем чувством, с каким ждет "любовник молодой минуты верного
свиданья". Таким образом, светлое, гуманное чувство, "поэтический,
художественный артистический стих" (Белинский) определяются особенности лирики
Пушкина, которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены
самим Пушкиным в стихотворении "Памятник" (1836): И долго буду тем любезен я
народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я
свободу И милость к падшим призывал.
"Стихи о любви и стихи про любовь" - Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв